Пятница, 03.05.2024, 10:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МБОУ "Сизябская СОШ".

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
...
сизшкола
Счетчик
Меню сайта
Госуслуги
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?
скорая соцпомощ
ГИА -18
название картинкиПортал Г И А
Музей
название картинкимузей""
Дети онлайн
«Дети России Онлайн»
сообщество
ПНПО "Образование"
...
Сайт Министрерства образования и науки РФ Сайт КРИРО Сайт управления образования МР "Ижемский" Сайт Ижемского РЦДТ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 125
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Каталог файлов

Главная » Файлы » методическая копилка » начальная школа

Разработка классного часа по теме "Быт и труд коми -ижемцев" учителя начальных классов Терентьевой Е.С.
[ Скачать с сервера (23.6 Kb) ] 11.04.2012, 12:05

Конспект классного часа «Быт и труд коми –ижемцев»
Тема урока    Быт и труд коми –ижемцев


Цель занятия:
1.Показать самобытность коми народа.
2.Создать условия для воспитания уважительного отношения к родному языку, к населению коми народа, к прошлому своего народа, как бесценной сокровищнице прекрасного.
3. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой Родине.
Оформление на доске
Растениеводство
Животноводство
Рыболовство
Охота
Строительство
предпринимательство    Столярное дело
Плетение из бересты
Резьба по дереву
Кузнечное дело
Гончарное дело
Литейное дело
Замшедело
Шитье
Смолокурение
Вязание
Бондарное дело

Кунсткамера  (устаревшее)- музей
Ижемский краеведческий музей
Республиканский краеведческий музей
Государственный исторический музей в Москве
Государственный  эрмитаж в Санкт-Петербурге
Богиня  Мнемозина-покровительница музеев
Пётр I     -портрет
Карта Республики Коми


-Здравствуйте, ребята. начинаем наш классный час.
-Приглашаем наших гостей вместе с нами  совершить путешествие в прошлое.
-Чтобы совершить путешествие, вспомним, какие вещи нас окружают (мебель, одежда, посуда)
-А всегда ли были эти вещи? Всегда ли были телевизоры, компьютеры, серванты?
Кто изображён на рисунке? (первобытный человек)  (слайд № 2)
Какие вещи окружают первобытных людей? (шкуры, самодельные орудия, камни)
-А много ли было вещей?
-Что изменилось? Вещей стало меньше или больше? (слайд № 3)
-Что ещё изменилось? (люди одеты, вещи более разноцветные, есть ножи, мечи)
-Значит, вещей со временем становится  все больше и  разнообразнее.
-Можно ли по вещам определить – кому эти вещи принадлежат?
- Скажите пожалуйста,  деревянной посудой пользовались какие люди?  (слайд № 4)
- А кто пользовался керамической посудой (греки) (слайд № 5)
-Одинаковая ли одежда у людей разных национальностей?(слайды 6,7,8)
-Разная не только одежда, но и то, чем они занимались.
ВЫВОД: Значит, вещи помогают нам изучать историю.
-Где принято хранить старые вещи?
Слайд. В чемоданах, сундуках, в музеях)
-Ребята, может вы знаете, кто создал  первый в России музей и для чего?  (слайд  № 9 )

Первый музей в России создал Петр I. Кунсткамера- это устаревшее слово музей.
-Для чего был создан первый музей?
-Для чего люди создают музеи?
-Почему люди хранят старые вещи?
Богиня  Мнемозина- покровительница всех музеев. (Слайд № 10)
ВЫВОД: Мы должны помнить своих дедов, прадедов, бабушек, прабабушек, как они жили, чем занимались, чтобы  потом могли рассказать своим детям и внукам о прошлой жизни.
(СЛАЙДЫ № 11-12)
-А ведь в нашей школе  тоже есть краеведчсекий  музей. Он был создан в 1992 году. Создали музей  директор школы Канев Анатолий Семёнович, бывшая учительница нашей школы, ветеран педагогического  труда - Канева Гликерия Пантелеймоновна. Они создали музей, чтобы дети знали о прошлой жизни, о ветеранах Великой Отечественной войны,  о тружениках тыла, о детях войны. Ведь в Сизябске осталось всего два участника  великой Отечественной войны. На войну из Сизябска ушло  547   человек. Вернулось   295 человек.  
-Откуда мы сможем узнать о ветеранах Великой Отечественной войны нашего села?
-Откуда мы сможем узнать про эти страшные годы?
-Память о них  будет жить, пока  мы помним о них.
-Какие еще вещи есть в музее?
-Есть музеи зоологические. В этих музеях можно увидеть птиц и зверей.
-У каждого из вас  дома тоже хранятся старые вещи. Значит, есть еще и домашние музеи (это старые вещи, фотографии и письма). Вещи, которые вам уже не нужны, но очень вам дорогие, а выбрасывать жалко. И хранятся они на чердаке, в антресолях.
-Я хочу вам показать из своего домашнего музея очень старый фотоальбом. Этому альбому более пятидесяти лет. В нем не только история одного человека, здесь история села Сизябск. Сегодня к нам на урок пришли вещи, которые нам помогут узнать как жили и чем занимались наши деды, прадеды, бабушки, прабабушки, прапрабабушки.
-Прочитаем тему сегодняшнего урока. Быт и труд коми - ижемцев.
- Что такое быт? Быт- это повседневная жизнь человека.
- Кто же мы будем по национальности? Мы коми - ижемцы. (У карты рассказ ученика)
Коми - ижемцы - это часть народа.
Вывод : Республика Коми обладает главным, неоценимым сокровищем  - это людьми, которые  гордо именуют себя северянами. Это люди терпеливые, трудолюбивые и скромные. Ведь мы живем в суровых условиях. Северяне шутят : у нас три месяца холодно, а остальные девять месяцев очень холодно.
История коми - ижемцев началась в шестнадцатом веке (1550-е годы). Начались строиться поселения Варыш, Мохча, Ижма, Гам, Мошьюга.
- А как вы думаете, до этого была ли жизнь в этих краях? Ученые тоже призадумывались об этом, чтобы ответить на этот вопрос шли археологи и делали раскопки. (стр86-87) (слайд 13)
В ходе раскопок под слоями земли удается обнаружить следы древних стоянок. Это были временные стоянки древних охотничьих племён. Когда местность скудела или племени что-то угрожало, люди шли дальше.  Нет сомнений, что поиск пропитания был главной причиной освоения все новых и новых пространств. (слайд № 14 )
Показ вещей. Нам эти вещи не понятны, а ученые по этим маленьким кусочкам, черепкам могут узнать о многом. И оказалось, много тысяч лет назад в этих местах были временные стоянки. Была стоянка, что десять  километров ниже деревни Картаёль стоянка Турун - Нюр (около Черноборска) где ныне деревня Васильевка - стоянка Пеганый нос(около села Краснобор). А в 1951 году около деревни Малое Галово колхозница нашла клад железных предметов: 26 топоров, 7 наконечников стрел и другой инвентарь. Все эти найденные вещи находятся в музеях.


1.Ижемский краеведческий музей  (слайд № 15)
2.Государственный исторический музей в Москве (слайд № 16)
3.Государственный эрмитаж1 в Санкт-Петербурге (слайд № 17)
4. Музей в г.Сыктывкаре (слайд 18)

Мы поехать туда не сможем, но  мы можем сами определить по некоторым вещам, которые есть у нас, как жили деды, прадеды.
Работаем по группам.
1. Определить название вещи
2.Для чего она нужна                                             1 группа
1)соха- чтобы обрабатывать земли
2)серп - жать (слайд 19-20)
У нас выращивали ячмень и рожь. Эти культурные растения здесь росли. Ваши прабабушки выращивали хлеб.
3) кичига - зачем она нужна была? Колосья сушат, а потом бьют, чтобы зернышки посыпались в посуду, а лишние семена отлетают.
4) сито - пож
5)сид подойник (слайд 21)
6)Прялка (слайд 22)
- если были прялки, значит держали овец
- А для чего шерсть была нужна?
­- шубы из овчины
Значит, чем занимались?
•    растениеводством 2)животноводством.   Печорские коровы были самые дойные.    


2 группа
календарь
 Охота. Пушнина составляла основное богатство края. Она влекла сюда иноземных купцов. Меха из северной тайги вывозились не только на Русь, но и за границу. В обмен на меха привозили украшения и предметы домашней утвари. Особенно ценились шкуры соболя и куницы. Русские цари  и богачи носили шубы из этих шкур. Показ картин(соболь, если есть шкуры куницы) (слайд 23)
Занимались выделыванием шкур. Выделывали шкуры и даже шили сапоги. Были сапожники, шили сапоги, кожаные тапочки.
 - А еще очень много ловили рыб, особенно семгу. солили в бочки и увозили за границу.
3 группа
Более 300 лет назад тому назад коми-ижемцы начали заниматься оленеводством. Ездили на оленьих упряжках. Работа оленевода и теперь не легко, но в то время было очень трудно. Оленеводы уходили в тундру на целый год. Целый год они не видели родных. Не любой человек мог выдержать стихию. (слайд 24)
 - Для чего нужны олени? (мясо, мех, одежда) У коми-ижемцев наиболее распространенным видом одежды являлась малица - глухая одежда прямого покроя из оленьего меха, сшитая ворсом внутрь, с капюшоном, длинными рукавицами и пришитыми к ним меховыми рукавами. Подол изделия украшена орнаментом. (слайд 25-26)
- А в сильные морозы еще носят "совик" (парка) сшитая как малица, но  мехом наружу. Неприменным предметом одежды мужика были пояса, из камыса пимы, тэбэки (слайды № 27-28)
- Ижемки известны своим рукоделием.
- А какая у нас национальная одежда?  Жизнь ижемцев все теснее связывалась с оленеводством. В 1910 г. - в Красноборе, в Мохче, в Сизябске открыли мастерские по изготовлению замши.
Вывод : Значит, занимались люди оленеводством, рыболовством, охотой. (слайд 29,30)
4 группа
1) рубанок  2) циркуль для строительства
- Для чего назначались эти инструменты?    - Ну, конечно, для строительства. Каждый ижемский дом - это целое искусство. -Дома  какие строились? (двухэтажные) (слайд № 31-32)
Значит, занимались деревянным искусством
- А если есть дом, значит нужна мебель, занимались столярничеством. Делали мебель : кровати, столы, стулья, скамейки, сундуки
- Для личного потребления крестьяне изготовляли деревянную посуду способ долбления. Это были кадки, ведра, ковши, блюда, ложки. Посуду резали мужчины в избах ручным способом. До настоящего времени у многих жителей коми можно встретить  деревянную солонку в форме утки.  Такими солонками в семье очень дорожили- они обычно преходят от поколения в поколение.
Предметы украшались.
- Огромную роль в быту коми крестьянина играла - береста (Сюмед) (слайд № 33)
Широко распространены и бытуют по сей день берестяные чуманы, туеса, пестеры, разного рода шкалулки, короба и.т.д.
 - Было и гончарное дело в деревне Гаме.  (слайд 34)Кроме посуды из дерева создавали и другие многочисленные предметы. Повсеместно существовали производства прялок и веретен. Отличались они лишь по цвету, к примеру, в Ижме прялки были желтого цвета.
Вывод :
 В деревне Вертеп делали лодки. (слайд 35) Гам славился кузнечным и гончарным делом.
Вывод: Зачит ижемцы занимались ремеслом.
Показывю ижеский национальный костюм- сарафан.
Вот этому сарафану 150 лет. Он очень красивый Но откуда же наши прабабушки брали такие красивые ткани?. Оказывается у нас были комерсаты -предприниматели много лет тому назад. У них  были магазины в  Ижме, в Москве, и даже в  Париже! У некоторых комерсантов были очень  большое оленьи стада в тундре, но сами они туда не ездили. На него  работали люди. У них был свой замшевый завод. Они скупали у местнх охотников  пушнину, мясо, шкуры и все это продавали за  границы края.  А что же они привозили из далеких мест?  Ткани красивые, самовары, украшения, разные  необходимые вещи для хозяйства. Эти  комерсанты  принесли для  Коми края очень большую пользу. Они строили школы, церкви, занимались благотворительством, помогали бедным.
Давайте сделаем общий вывод. Значит, наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки занимались:
Читаем с доски:
-земледелием
-скотоводством
- охотой
-рыболовством
-оленеводством
-строительством
-предпринимательством
Это были добрые, очень трудолюбивые, скромные люди.
Посмотрим на наши красивые ижемские костюмы и  знаменитые ижемские шали. И все это наша история, ребята. (слайды 36-37). Хорошо, что в нашей школе есть ансамбль "Купальнича", где хранятся традиции и песни наших бабушек и прабабушек.










Категория: начальная школа | Добавил: admin
Просмотров: 1410 | Загрузок: 101 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: