Программа развития школы на 2016-2020 годы.
Содержание
№ |
раздел |
страницы |
1 |
Паспорт программы развития
|
4 |
2 |
Нормативно-правовое обеспечение Программы развития
|
38 |
3 |
Проблемный анализ состояния школы. Обоснование выбора приоритетных направлений развития образовательной среды школы
|
16 |
4 |
Концепция развития школы на 2016-2020 годы
|
41 |
5 |
Основные направления и особенности реализации Программы
|
48 |
6 |
Ожидаемые результаты реализации Программы
|
49 |
Паспорт программы развития
Цель и задачи программы
Цель:
Обеспечить эффективное устойчивое развитие единой образовательной среды школы, способствующей всестороннему развитию личности ребёнка на основе формирования ключевых компетентностей обучающихся путём обновления содержания образования, развития практической направленности образовательных программ.
Задачи:
1. На основе проблемного анализа деятельности школы определить основные направления развития образовательной среды школы на период с 2016 по 2020 годы.
2.Определить оптимальное содержание образования обучающихся с учетом требований к выпускнику каждого уровня обучения и внедрения современных стандартов общего образования.
3. Определить порядок освоения продуктивных педагогических технологий на каждом уровне образования на основе диагностики возможностей и потребностей участников образовательного процесса, социально-психологической готовности обучающихся к освоению новых программ и технологий.
4. Изменение качества образования в соответствии требованиям ФГОС нового поколения;
• создание условий для повышения качества знаний обучающихся;
• обеспечение поддержки талантливых детей в течение всего периода становления личности;
• овладение педагогами школы современными педагогическими технологиями в рамках системно-деятельностного подхода и применение их в профессиональной деятельности;
• создание условий для повышения квалификации педагогов при переходе на ФГОС нового поколения;
• обеспечение эффективного взаимодействия ОУ с организациями социальной сферы;
• развитие государственно - общественного управления ОУ;
• обеспечение приоритета здорового образа жизни.
Функции Программы
1. Определяет цели и задачи развития образовательной среды и способы их достижения.
2. Служит средством контроля правильности избранных целей и действий.
3. Выполняет мотивирующую и активизирующую функции.
Ожидаемые результаты Программы
Разработанная единая образовательная программа МБОУ «Сизябская СОШ» на основе ФГОС общего образования.
Разработанные учебные программы по предметам учебного плана всех уровней обучения.
Сформированные ключевые компетентности выпускников каждого уровня обучения с учётом их способностей и возможностей.
Совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников, улучшение психологического микроклимата педагогического коллектива.
Здоровые и безопасные условия образовательной деятельности. Сформированные представления о здоровом образе жизни.
Эффективное использование информационных технологий, компьютерной техники и учебного и лабораторного оборудования.
Развитая система дополнительных образовательных услуг.
Повышение эффективности государственно-общественных форм управления.
Повышение эффективности расходования бюджетных средств путём целевого финансирования мероприятий. Пополнение и обновление материально-технической базы образовательного процесса.
Разработанные внутренние критерии результативности работы школы
Разработчики Программы
Администрация и педагогический коллектив МБОУ «Сизябская СОШ»
Срок действия Программы
2016 -2020 годы
Исполнители
Администрация школы, педагогический коллектив, учащиеся, родители, выпускники
Структура Программы
1. Паспорт программы развития
2. Нормативно-правовое обеспечение Программы развития ОУ.
3. Проблемный анализ состояния школы. Обоснование выбора приоритетных направлений развития образовательной среды школы.
4. Концепция развития школы на 2016-2020 годы.
5. Основные направления и особенности реализации Программы развития.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы.
Ресурсное обеспечение реализации программы
Учреждение обеспечено кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.
Объём и источники финансирования
- Средства федерального и местного бюджетов;
- Внебюджетные источники (спонсорские средства родителей, предпринимателей, организаций).
Порядок мониторинга хода и реализации Программы
Внутренний мониторинг проводит администрация ОУ.
2. Нормативно-правовое обеспечение Программы развития ОУ
- Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года);
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ (ред. от 03.12.2011);
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 №51-ФЗ (ред. от 26.06.2007);
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ от 04.02.2010 г. № Пр-271);
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», постановление правительства РФ от 05.10.2010 № 795;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р);
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждена Президентом РФ 03 апреля 2012г.;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373,);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков; Москва, Просвещение, 2009г.;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10
- Нормативно-правовые документы Министерства образования Республики Коми
3. Проблемный анализ состояния школы. Обоснование выбора приоритетных напрвлений развития образовательной среды школы
Анализ реализации программы развития школы до 2016 года.
Наши достижения и успехи:
1. Реализована программа развития школы до 2016 года.
2. В школе сложился творчески работающий коллектив педагогов, успешно осваивающий новые технологии обучения.
3. В целях патриотического воспитания гражданина России через изучение ее правовой и государственной систем, истории гражданской жизни в стране, активизировался школьный краеведческий музей;
4. Для формирования у школьников навыков организации здорового образа жизни, осуществлено применение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс,
5. В преподавании активно используются современные формы организации учебного процесса, направленные на развитие и личностный рост учащихся;
6. Успешно функционирует воспитательная система школы;
7. Активно внедряются в образовательный процесс личностно-ориентированные, системно – деятельностные, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии;
8. Положительный образовательный рейтинг школы на муниципальном уровне;
9. Педагогический коллектив проделал необходимую работу по переходу на обучение по новым ФГОС НОО, ФГОС ООО;
10. В школе успешно решается программа информатизации образования;
11. В учреждении педагогами осваивается в соответствии с нормативами новая система оценки качества образования, в том числе в форме ОГЭ и ЕГЭ;
12. Дальнейшее развитие получила система дополнительного образования;
13. Переход на подушевое финансирование и новую систему оплаты труда, ориентированную на результат;
14. Ежегодная публичная отчетность учреждения;
15. Обновление материально-технической базы.
Вывод: школа имеет все возможности и предпосылки для дальнейшей модернизации структуры и содержания школьного образования.
Вместе с тем мы видим ряд проблем, требующих решения в процессе реализации настоящей программы развития школы.
Анализ состояния образовательного процесса и других аспектов работы школы позволяет определить ряд проблем для их решения:
- имеющиеся программы дополнительного образования не в полной мере удовлетворяет интересам школьников;
- при стабилизации состояния здоровья школьников сохраняется достаточно высокий уровень хронических заболеваний под влиянием социально-бытовых и экологических факторов окружающей среды;
- снижение мотивации учащихся;
- необходимость разработки, апробации и внедрения механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками;
- неполное соответствие материальной базы всех предметных кабинетов современным требованиям ФГОС нового поколения;
- недостаточность использования в педагогической практике современных образовательных технологий, в том числе информационных;
- недостаточность эффективных методик для обеспечения контроля по выявлению проблем и своевременному реагированию на них;
- необходимость овладения системой многоуровневой оценки учебной и внеучебной деятельности обучающихся.;
- недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни.
Формулировка ключевой проблемы.
На период до 2020 года перед школой стоит проблема, которую можно сформулировать как необходимость модернизации образовательной организации - Информационного поля - Инновационной деятельности - Инфраструктуры - Инвестиционной привлекательности при сохранении достигнутого уровня качества образования и соответствующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала учреждения.
Пути преодоления проблем.
Школа нуждается в следующих преобразованиях:
- обновление образовательной среды для повышения (сохранения) качества общего и дополнительного образования на каждой ступени обучения;
- расширение поля профессионального выбора учащихся за счет развития системы дополнительного образования;
- повышение информационной компетентности всех участников образовательных отношений;
- создание дополнительных условий для сохранения здоровья учащихся и обеспечения их безопасности;
- повышение эффективности финансирования школы путем увеличения количества источников доходов;
- планомерное внедрение в учебный процесс инновационных технологий и способов оценки знаний и УУД учащихся;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере здоровьесбережения;
- развитие ученического самоуправления;
- активизация участия детей в благотворительных и социально-значимых акциях.
Комплексное и целенаправленное решение выявленных проблем способствует созданию концепции развития школы.
4. Концепция развития школы на 2016-2020 годы
Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании. Школа как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым фактором обеспечения нового качества образования, от которого зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.
Школа представляет собой образовательную организацию, в которой реализуются образовательные программы начального, основного, среднего общего образования. При этом обучающиеся ориентированы на получение качественного образования по общеобразовательным программам. Согласно п.13 ч.3 ст.28 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится "обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования", а согласно ч.7 ст. 28 этого же закона образовательная организация несет в установленном законодательством РФ порядка ответственность за качество образования своих выпускников.
Кроме того, учащиеся и их родители (законные представители) заинтересованы в максимальном развитии у детей способов познавательных, информационно-коммуникационных, рефлексивных, универсальных способов деятельности, на формирование учебных компетентностей, которые будут являться основой их практической жизни. Кроме того, главной становится задача "воспитания успешного гражданина своей страны".
В принятых федеральных государственных образовательных стандартах образование рассматривается как важнейшая социальная деятельность общества, как главенствующий ресурс его социокультурной модернизации.
Образовательная система школы рассчитана на все категории учащихся, склонных к индивидуально-творческому труду, направленному на реализацию их потенциальных возможностей и удовлетворение индивидуальных склонностей, интересов, запросов.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: новая школа - это:
• переход на новые образовательные стандарты, современная система оценки качества образования, школа должна соответствовать целям опережающего развития. В новой школе обеспечивается не только изучение достижений прошлого, но и технологий, которые будут востребованы в будущем, по-разному организовано обучение на начальном, основном и старших уровнях;
• развитие системы поддержки талантливых детей;
• совершенствование учительского корпуса: новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет;
• изменение школьной инфраструктуры; школа становится центром взаимодействия с родителями и местным сообществом, с организациями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы;
• сохранение и укрепление здоровья школьников;
• расширение самостоятельности школ.
Данные положения национальной инициативы «Наша новая школа» учтены при разработке Программы развития МБОУ «Сизябская СОШ» на период до 2020 года.
У выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Поэтому необходим переход к образовательной модели школы с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности, основанной на системно-деятельностном подходе в управлении и реализации образовательного процесса.
Ключевой характеристикой такого образования становится не система знаний, умений, навыков сама по себе, а система ключевых компетентностей в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Главным условием успешности развития школы является сочетание профессионализма учителей и внутренней мотивации учащихся.
Целью образовательного взаимодействия является создание условий для учебной и социальной успешности каждого ученика, а с другой стороны - на самореализацию каждого педагога.
Основными принципами построения Программы развития МБОУ «Сизябская СОШ» являются принципы демократизации, сотрудничества, социальной адекватности, преемственности, гуманизации, диагностичности, ответственности, вариативности, открытости, динамичности, развития, соблюдения и реализации общероссийских, муниципальных правовых актов и постановлений, регулирующих деятельность образовательной организации.
Цель:
Обеспечить эффективное устойчивое развитие единой образовательной среды школы, способствующей всестороннему развитию личности ребёнка на основе формирования ключевых компетентностей обучающихся путём обновления содержания образования, развития практической направленности образовательных программ.
Задачи:
1. На основе проблемного анализа деятельности школы определить основные направления развития образовательной среды школы на период с 2016 по 2020 годы.
2.Определить оптимальное содержание образования обучающихся с учетом требований к выпускнику каждого уровня обучения и внедрения современных стандартов общего образования.
3. Определить порядок освоения продуктивных педагогических технологий на каждом уровне образования на основе диагностики возможностей и потребностей участников образовательного процесса, социально-психологической готовности обучающихся к освоению новых программ и технологий.
4. Изменение качества образования в соответствии требованиям ФГОС нового поколения;
• создание условий для повышения качества знаний обучающихся (до 60 %);
• обеспечение поддержки талантливых детей в течение всего периода становления личности;
• овладение педагогами школы современными педагогическими технологиями в рамках системно-деятельностного подхода и применение их в профессиональной деятельности;
• создание условий для повышения квалификации педагогов при переходе на ФГОС нового поколения;
• обеспечение эффективного взаимодействия ОУ с организациями социальной сферы;
• развитие государственно - общественного управления ОУ;
• обеспечение приоритета здорового образа жизни.
Социально-педагогическая миссия школы:
удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями в условиях воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию гражданской ответственности, духовности, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе на основе приобщения к мировым культурным ценностям. Путём простой передачи знаний не сформировать социально ответственную, активную личность, гражданина и патриота. Данная направленность современного образования может быть реализована только в процессе утверждения субьектной позиции как учеников, так и учителя, в педагогическом взаимодействии на основе активных и интерактивных форм обучения в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями.
Результативность такого взаимодействия во многом определяется способностью учителя строить собственную профессиональную деятельность на основе новых принципов образования, конструировать новое содержание и технологии обучения и воспитания.
Ценности, на которых основывается и будет в дальнейшем основываться деятельность школы:
· гуманистическое образование, которое включает в себя свободное развитие и саморазвитие личности и её способностей;
· отказ от идеи насилия, подавления и господства, установление равноправных отношений, в том числе и с тем, что находится вне человека: с природными процессами, ценностями иной культуры;
· признание взаимного влияния и взаимоизменений;
· формирование, развитие и сохранение традиций своего учебного заведения;
· стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и педколлектива;
· безусловное обеспечение всех выпускников школы качественным образованием на уровне ФГОС.
Выполнение социально-педагогической миссии школы должно осуществляться за счёт реализации следующих направлений и задач деятельности педагогического коллектива школы:
- ориентация содержания образования на приобретение обучающимися ключевых компетентностей, адекватных социально-экономическим условиям:
· готовность к разрешению проблем;
· технологическая компетентность;
· готовность к самообразованию;
· готовность к использованию информационных ресурсов;
· готовность к социальному взаимодействию;
· коммуникативная компетентность;
- поэтапный переход на новые образовательные стандарты с соблюдением преемственности всех уровней образования;
- развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование потребности в здоровом образе жизни;
- совершенствование системы внутришкольного управления на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование внутришкольной оценки качества образования при переходе с одной школьного уровня на другой;
- развитие системы предпрофильной подготовки с целью осознанного выбора будущей профессии и успешной социализации обучающихся в обществе;
- формирование у школьников, социума позитивного образа школы, учителя и процесса обучения;
- бережное отношение к традициям школы, создающим её неповторимость и привлекательность в течение многих лет;
- развитие воспитательного потенциала школы: системный подход к организации воспитательного процесса в школе;
- развитие органов ученического самоуправления, детской общественной организации;
- развитие кадрового потенциала; внедрение новой модели аттестации педагогических кадров на основе педагогических компетентностей;
- повышение эффективности комплексного использования современных информационных и педагогических технологий, обеспечивающих единое образовательное пространство школы;
- оптимизация организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- оптимизация системы дополнительных образовательные услуг, (в том числе платных) повышение их качества на основе образовательного маркетинга.
Проектируемые существенные изменения образовательной системы школы должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов. В связи с этим Программа развития МБОУ «Сизябская СОШ» разработана как программа управляемого, целенаправленного перехода школы к получению качественно новых результатов образования обучающихся.
5.Основные направления и особенности реализации Программы развития
№ |
Направление работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Развитие ресурсной базы и оптимизации условий осуществления образовательного процесса |
Ежегодно |
администрация школы |
А) |
материально - техническое обеспечение школы |
Ежегодно |
администрация школы |
Б) |
организационно-методическое обеспечение |
Ежегодно |
Заместитель по УР директора, руководители ШМО, учителя,библиотекарь |
2 |
Реализация конституционного права граждан на образование и по выполнению Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации |
Ежегодно |
Администрация |
А) |
мероприятия по сохранению контингента учащихся школы |
Ежегодно |
Учителя |
Б) |
охрана жизни и здоровья детей и подростков в образовательном процессе |
Постоянно |
Администрация, зав. кабинетом, классные руководители, социальный педагог, учителя, сельский фельдшер |
3 |
Управление качеством образования.
|
Постоянно |
Администрация |
А) |
совершенствование нормативно-правовой базы школы в связи с введением ФГОС |
Постоянно |
Администрация |
Б) |
кадровое обеспечение |
Постоянно |
Администрация |
В) |
совершенствование образовательного процесса |
Ежегодно согласно годовых планов работ |
Администрация, заместители директора, учителя-предметники, руководители ШМО |
Г) |
изменения в содержании образования
|
Ежегодно согласно годовых планов работ |
Администрация, заместители директора, учителя-предметники, руководители ШМО |
Д) |
план-график введения ФГОС среднего образования
|
Ежегодно согласно годовых планов работ |
Администрация, рабочая группа по введению ФГОС, руководители ШМО, учителя-предметники
|
Е) |
влияние способа организации образовательного процесса на повышение качества образования
|
Постоянно |
Администрация, заместители директора, учителя-предметники, руководители ШМО |
Ж) |
инновации в технологиях обучения, воспитания и развития
|
Постоянно |
Администрация, заместители директора, учителя-предметники, руководители ШМО |
З) |
инновации в условиях организации образовательного процесса |
Постоянно согласно годовых планов работ |
Администрация, заместители директора, учителя-предметники, руководители ШМО |
- Основные направления воспитательной системы школы
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Исполнители |
|
Воспитание патриотизма. |
||
1. |
Работа по воспитанию уважения к истории школы и ее традициям |
Постоянно |
Заместитель директора по ВР |
2. |
Воспитание патриотизма через использование традиций Республики Коми, России. Проведение мероприятий, посвященных славным историческим событиям России
|
Постоянно согласно годовых планов работ |
Заместитель директора по ВР |
3.
|
Изучение истории Российской Федерации через государственную символику |
Постоянно |
Заместитель директора по ВР |
|
Развитие одаренности учащихся |
||
1. |
Развитие творческой одаренности. Развитие природных способностей учащихся через учет их интересов и возможностей. |
Постоянно |
Заместитель директора по УР и ВР, учителя предметники |
2. |
Развитие интеллектуальной одарённости. Воспитание разносторонне развитой личности, интеллектуально готовой к продолжению непрерывного образования. |
Постоянно |
Заместитель директора по УР и ВР, учителя предметники, классные руководители |
3. |
Развитие лидерской одарённости. Воспитание личности, способной участвовать в социальных преобразованиях общества. |
Постоянно |
Заместитель директора по УР и ВР, учителя предметники, классные руководители |
4. |
Развитие спортивной одарённости. Вооружение учащихся знаниями о человеческой природе, о значимости движения в жизни человека. |
Постоянно |
Заместитель директора по УР и ВР, классные руководители |
5. |
Воспитание трудолюбия. Побуждение личности учащегося к качественному выполнению деятельности выбору способов ее осуществления. |
Постоянно |
Заместитель директора по УР и ВР, классные руководители |
6. |
Деятельность общественно-информационного центра. Расширение информационного пространства учащихся и включение их в совместную деятельность в освоении этого пространства. |
Постоянно |
Заместитель директора по УР и ВР, классные руководители |
7. |
Развитие работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения учащихся. Развитие правовых основ. Воздействие различных структур общества на личность учащегося с целью усвоения ею принципов правового государства. |
Постоянно согласно годовых планов работ |
Заместитель директора по ВР социальный педагог |
8. |
Совершенствование работы ШМО классных руководителей. |
Постоянно |
Заместитель директора по ВР |
|
Дальнеейшее развитие физической культуры и спорта |
||
1 |
Проведение мероприятий здоровьесберегающего характера в образовательном процессе
|
Постоянно согласно годовых планов работ |
Администрация, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители, учитель физической культуры, |
|
Инновационная работа в образовательной организации |
||
1 |
Организация работы по информатизации и реализация проекта "Электронная школа".
|
Постоянно согласно годовых планов работ |
Администрация классные руководители учителя-предметники учитель информатики |
6. Ожидаемые результаты реализации Программы развития
Обеспечение нового качества образования:
1. Создание условий для обеспечения личностных достижений обучающихся, в направлении развития личности, уровня воспитанности, обученности, физического и психического здоровья.
2. Задачи школьного образования определят отбор содержания образования, который включит в себя сбалансированное сочетание базисного и вариативного компонентов.
3. Реализация ФГОС общего образования в 1-4, 5-9,10-11 классах.
4. Реализация предпрофильного обучения на втором уровне обучения;
5. 100% педагогов в совершенстве овладеют системно-деятельностными образовательными технологиями.
6. Изменение качества управления школы за счет вовлечения участников образовательного процесса и общественности в процессы самоуправления и соуправления.
7. Расширение материально-технической базы, привлечение средств на развитие педагогов и обучающихся.
8. Развитие культуры межличностных отношений и совершенствование психологического климата в школе.
Поддержка и развитие творческого потенциала обучающихся:
1. Организация жизнедеятельности школьного сообщества, которая позволит ученику удовлетворить потребности в самореализации, общественном признании своих действий, в заботе о других и внимании к себе.
2. Обеспечение включенности обучающихся в самоуправленческие структуры ОУ, в организацию досуговой деятельности, в том числе через повышение объема учебно-иссл